Подкомитет по ценообразованию на проектные работы в области реставрации Комитета по экспертизе и ценообразованию НОП

Вопросы ценообразования и сметного нормирования в реставрации – это одни из наиболее острых вопросов, стоящих в настоящий момент перед реставрационным сообществом.

Так, сметно-нормативная база в реставрации объектов культурного наследия не менялась более 25 лет. Стоимость реставрации рассчитывается по расценкам 1984 года, то есть по принципам плановой экономики, без учета инфляционных скачков и инноваций в области технологий и материалов. Такой подход к ценообразованию создает трудности в отрасли, приводит к затягиванию сроков реставрации, к утечке из нее высокопрофессиональных кадров.

Основные нормативные документы сметно-нормативной базы – РНиП 4.05.01-93 «Методические рекомендации по определению стоимости научно-проектных работ для реставрации недвижимых памятников истории и культуры» и СЦНПР-91 «Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры» - должны были быть исключены из федерального реестра сметных нормативов с 01 апреля 2012 г., что исключило бы возможность рассмотрения проектов в части утверждения стоимости затрат, связанных с реставрацией и техническим перевооружением объектов культурного наследия в системе Главгосэкспертизы. И только благодаря активной позиции представителей профессионального строительного и проектного сообщества удалось продлить их нахождение в реестре до конца 2012 г.

Более того, вышеуказанные сборники содержат устаревшие расценки – все виды исследовательских и проектных работ согласно им должны производиться вручную, хотя в настоящий момент практически все виды проектных работ производятся с использованием электронных средств и компьютерной техники. Отсутствуют расценки на современные методы и технологии, например, на создание 3D моделей объектов, компьютерную визуализацию проекта.

В нормативной документации отсутствует понятие категории сложности объекта культурного наследия для определения сметного коэффициента, отсутствуют четкие критерии ее определения. В каждом отдельном случае она произвольно определяется заказчиком, что в ряде случаев может вести к необоснованному занижению или завышению расценок на проектно-изыскательские работы на объектах культурного наследия и повышению коррупционной составляющей бизнеса.

Все эти вопросы стали причиной, побудившей Председателя Совета СРО НПП «МежРегионПроект» Романа Алексеевича Русакова обратиться в НОП с предложением о создании Подкомитета по ценообразованию на научно-исследовательские и проектные работы по учреждениям культуры и объектам культурного наследия при Комитете по экспертизе и ценообразованию НОП.

Основными задачами Подкомитета являются:

  • участие в разработке единой технической политики, нормативно-правовой и научно-методической базы в вопросах, касающихся ценообразования на научно-исследовательские и проектные работы по учреждениям культуры и объектам культурного наследия, участвует в выработке государственной политики в сфере ценообразования в области сохранения объектов культурного наследия;
  • принятие мер по реализации принятых решений НОП в части осуществления деятельности, связанной с вопросами по ценообразованию на научно-исследовательские и проектные работы по учреждениям культуры и объектам культурного наследия;
  • разработка методических и иных рекомендательных документов, касающиеся ценообразования на научно-исследовательские и проектные работы по учреждениям культуры и объектам культурного наследия;
  • участие в разработке методик и нормативной базы по ценообразованию в целях определения сметной стоимости деятельности по сохранению объектов культурного наследия на различных стадиях инвестиционного процесса;
  • осуществление правового анализа совершенствования действующего законодательства и локального нормотворчества по направлению своей деятельности, анализ судебной практики и практики исполнения решений судов, проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы деятельности саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
  • содействие развитию науки и техники, исследовательской и инновационной деятельности и сферы деловых услуг, направленных на освоение новой продукции и современной технологии, модернизации производства, осуществлению структурных изменений в экономике в области архитектурно-строительного проектирования в сфере сохранения объектов культурного наследия;
  • организация взаимодействия НОП с профильными государственными и муниципальными учреждениями, общественными, профессиональными и прочими коммерческими и некоммерческими организациями.